Ru

+998 78 150 16 16

Современная автомойка

26 января 2024

По мере роста автомобильного парка развиваются и сопутствующие сферы, в частности – автомоечные комплексы. Особенность этого рода деятельности в том, что его прибыльность определяет не только грамотно составленный бизнес-план. Поскольку комплексы функционируют в достаточно жёстких эксплуатационных условиях, важную роль играют, например, выбранные для их строительства материалы, к которым предъявляются достаточно противоречивые требования. С одной стороны, они не должны быть дорогими, чтобы проект быстро окупался, с другой – они должны выдерживать длительную эксплуатацию и воздействие агрессивных сред. Многое зависит также от правильного выбора места, от используемого оборудования и реактивов, от технологии мойки. Одним словом – целая наука.

Хотя в крупных городах России автомойки встречаются практически на каждом углу, этот рынок ещё рано называть насыщенным. Поскольку число автомобилей, приходящихся на 1000 человек, постоянно растёт, увеличивается и потенциал автомоечного бизнеса. По разным оценкам, сегодня срок окупаемости автомойки – от 1,5 до 3 лет. При этом общие затраты на организацию бизнеса могут варьироваться в очень широких пределах: участники рынка называют самые разные цифры – от миллиона рублей до миллиона евро. Причём сегодня будущие владельцы автомоечного бизнеса пока ещё довольно свободно могут найти территорию с большим потоком клиентов и невысокой конкуренцией.

Попробуем обобщить информацию, необходимую бизнесмену для открытия собственного автомоечного комплекса.

Какими бывают автомойки?

Прошли те времена, когда автомоечный комплекс представлял собой ангар, где орудовали тряпками наёмные рабочие. Гораздо выгоднее на сегодняшний день установить автоматизированное оборудование. Это требует определённых затрат, зато позволяет деликатнее обращаться с лакокрасочным покрытием автомобиля и гораздо лучше отмывать грязь за счёт использования поверхностно-активных веществ и щёток из современных материалов. Кроме того, это даёт возможность в будущем сэкономить на рабочей силе: автоматизированный комплекс требует только одного человека для обслуживания вместо привычных четырёх работников при ручной мойке . Как и в случае с потребительскими стиральными или посудомоечными машинами, автоматическая мойка даёт возможность экономить используемые химические вещества – экономия может быть трёхкратной.

На сегодняшний день на рынке доступно оборудование для щёточной, бесконтактной или комбинированной мойки автомобилей. Учитывая российские климатические условия, рекомендуется использование комбинированного оборудования: сначала автомобиль моется в бесконтактном режиме под высоким давлением (с лакокрасочного покрытия снимается песок и прочие частицы, которые могут позже при контактной мойке оцарапать поверхность), далее выполняется мойка щётками из мягкого материала, который не может вызвать повреждений.

По расположению оборудования и автомобиля мойка может быть портальной (в этом случае автомобиль заезжает в бокс и остаётся в нём на одном месте, где к нему последовательно применяются все технологические этапы) или представлять собой туннель (или конвейер), по которому непрерывно движутся автомобили через функциональные арки, где выполняются необходимые операции.

Автоматизированная мойка, в зависимости от типа, позволяет значительно увеличить производительность предприятия. По сравнению с ручной даже портальная автоматическая мойка даёт прирост скорости примерно в 6 раз. В час один бокс может обслуживать 5-6 автомобилей. Туннельная мойка за счёт одновременной работы с несколькими автомобилями позволит обслуживать машин в 5-6 раз больше.

Хотя автоматическая мойка царапает лакокрасочное покрытие гораздо меньше, чем ручное воздействие тряпкой, под которую могут попадать отдельные частицы грязи, царапины всё же возникают. Поэтому после основного этапа мойки автомобиль рекомендуется покрывать горячим воском, заполняющим все образовавшиеся неровности лакокрасочного покрытия. Для этого необходимо установить дополнительное оборудование. К слову, на мойке могут предоставляться и другие сопутствующие услуги: например, чистка салона. Это увеличивает время обслуживания клиентов, но зато растёт и доход от каждого посетителя.

Специалисты рекомендуют отталкиваться в выборе оборудования и способа его расположения от предполагаемого клиента автомойки, его потребностей и целей. Если большое значение для целевой аудитории будет иметь разнообразие представляемых услуг, наилучшим образом подойдёт портальная мойка. Если же требуется экспресс-обслуживание – лучше всего устанавливать туннель, ведь он позволяет без особого труда справиться даже с сезонными авралами (весной и осенью).

Также следует добавить, что автомоечный бизнес относится к тем сферам деятельности, где большую роль играет квалификация персонала. С первого взгляда кажется, что выгоднее нанять низкоквалифицированного рабочего, зарплата которого не будет превышать 500 долларов США в месяц (для Москвы). Но ведь комплекс должен обслуживать любые автомобили, в том числе и очень дорогие, и тогда ошибка автомойщика может стоить прибыли за целый месяц. Квалификация тем более важна, если речь идёт о современном автоматизированном оборудовании. Похожие неприятные последствия может иметь и экономия на используемых чистящих средствах.

Где и как выгоднее строиться?

Успешность бизнеса автомойки во многом зависит от удачного выбора её местоположения: к примеру, рядом с основными транспортными магистралями, крупными жилыми массивами или популярными торговыми центрами (и подальше от конкурентов). К сожалению, общие советы по этому вопросу дать достаточно сложно: в каждом регионе будущие собственники бизнеса могут сталкиваться со своими сложностями и проблемами. Общей для всех ситуацией является предпочтительное оформление наиболее удобных для бизнеса участков в долгосрочную аренду вместо собственности. В итоге для бизнесмена выгоднее изначально рассматривать строительство комплекса как возведение временного сооружения, которое в будущем, возможно, придётся переносить на новую площадь. Безусловно, перенести созданные очистные сооружения вряд ли получится, но «временный» проект позволит сохранить хотя бы часть инвестиций при переезде.

В свете сказанного выше выгоднее всего – арендовать готовое помещение под автомоечный комплекс. Однако сегодня большинству будущих собственников придется всё же строиться самостоятельно, ведь свободных и полностью подходящих для такой деятельности помещений осталось не так уж и много. Для строительства специалисты рекомендуют обращаться к опытным подрядчикам, поскольку для автомоечного бизнеса будут играть роль не только правильно выбранные строительные материалы, но также грамотно спроектированные стоки и отстойники для использованной воды. Естественно, проектирование должно быть выполнено в соответствии с рекомендациями производителя автомоечного оборудования, дабы потом не возникло проблем на этапе его пуско-наладки.

Строительство потребует многоуровневого согласования проекта автомоечного комплекса, в том числе с владельцами основных инженерных коммуникаций (для присоединения к холодной воде, отоплению и канализации), архитектурным, санитарным, экологическим и пожарным надзором. Частично упростить эту задачу позволяет оборудование с замкнутым циклом использования воды, когда вместо слива в канализацию она очищается и используется повторно, что даёт также возможность экономить ресурс. Впрочем, есть и приятный момент: лицензирование автомоечного бизнеса в России было отменено.

По разным оценкам, суммарные затраты на строительство простого автомоечного комплекса с портальным оборудованием составляют примерно 5-10 млн. рублей. А вот сколько простоит такое строение в жёстких условиях эксплуатации и сколько потребуется денег на поддержание его в работоспособном состоянии, полностью зависит от того, насколько грамотно были выбраны строительные материалы.

Например, неоднократно доказали свои высокие эксплуатационные свойства трёхслойные сэндвич-панели (ТСП), пользующиеся большой популярностью у владельцев автомоек по всей России.

«Впервые мы увидели трёхслойные сэндвич-панели у коллег в Москве. Нам это решение показалось выгодным, поэтому мы использовали его для строительства автомоечных комплексов в Нижнем Новгороде. Исследовав рынок, мы закупили панели производства Группы компаний Металл Профиль (ТСП-Z-100-1000-Г-Г-МВ). С нашей точки зрения, они имеют сразу несколько преимуществ. Во-первых, проект оказался дешевле, чем аналогичная конструкция из других строительных материалов. Во-вторых, наши автомойки – это временные объекты. При необходимости мы можем их в любой момент перенести, поскольку конструкция из ТСП так же легко разбирается, как и собирается. Двухлетняя эксплуатация показала, что выбор мы сделали правильный: за это время сэндвич-панели не промокли, несмотря на постоянную сырость»,рассказывает Иван Краснов, коммерческий директор сети автомоек «Каскад» (Нижний Новгород).

«Изготовленные в заводских условиях трёхслойные сэндвич-панели отлично показывают себя в жёстких условиях эксплуатации, в частности – при повышенной влажности и взаимодействии с поверхностно-активными веществами. Именно поэтому они часто используются при возведении автозаправочных станций, автомоек, пунктов техосмотра и других подобных сооружений. Высокие защитные свойства стальных облицовок панели обусловлены стойкостью современных полимерных покрытий. В частности, для автомоечных комплексов мы рекомендуем специализированные панели Industrium® на основе стали с покрытием Colorcoat HPS200 Ultra® производства Tata Steel (Великобритания). Гарантия производителя на это покрытие достигает 30 лет, что даёт возможность значительно увеличить срок эксплуатации панелей, даже в условиях повышенной влажности и воздействия агрессивных сред. При этом варьируемая толщина утеплителя позволяет использовать ТСП для работы в любых регионах», – поясняет Сергей Якубов, руководитель департамента «Фасадные системы и ограждающие конструкции» Компании Металл Профиль, крупнейшего производителя кровельных и фасадных систем в России.

Как отмечает специалист, обычное полимерное покрытие (например, полиэстер) не предназначено для использования в жёстких условиях эксплуатации и в постоянном контакте с агрессивными средами, что характерно для автомоечных комплексов. Поэтому и стальные облицовки панелей будут быстро корродировать и в итоге могут не прослужить даже двух лет. Например, так произошло на одной из автомоек в Омске, построенной 2 года назад. Как видно на фотографии ниже, в самом уязвимом месте – примыкания стеновых панелей к полу автомойки – полиэстер облез и сталь начала ржаветь.

Будучи современным энергоэффективным материалом, выдерживающим длительную эксплуатацию в сложных условиях, ТСП к тому же ещё и достаточно выгодны с точки зрения стоимости и сроков строительства. Построить такой объект можно менее чем за месяц, причём в любое время года.

«Трёхслойные сэндвич-панели Металл Профиль (ТСП-Z-120-1000-Т-Т-М) для нас выбрал проектировщик. Во-первых, сами по себе сэндвич-панели – это материал для строительства производственных помещений. А автомойка – это всё-таки производство. Нам не нужна была отделка, хватало того внешнего вида, который имеют сами сэндвич-панели. Но зато требовалась долговечность при невысокой цене. У нас есть автомойка, построенная из пеноблоков и выстеленная изнутри плиткой (снаружи она была оштукатурена). Этот объект простоял всего пять лет и развалился, поскольку влажность убивает пеноблок. В морозы стены здания постоянно испытывали на себе циклы замерзания и размораживания, в результате пеноблоки раскрошились. С сэндвич-панелями мы не сталкиваемся с этой проблемой. При этом по себестоимости мойка из ТСП оказалась даже дешевле из-за отсутствия этапа внутренней отделки. Да и строительство из ТСП в любом случае быстрее», – делится опытом Игорь Захаров, директор автомоечного комплекса на ул. Ленина в Верхней Пышме (Свердловская область).

Для успешного развития автомоечного бизнеса необходимо уделять особое внимание эффективности – как в работе, так и в подготовке к ней. Один квалифицированный специалист с современным автоматизированным оборудованием стоит десятка нелегалов с тряпками. А современные материалы позволяют гораздо быстрее перейти с этапа окупаемости к получению прибыли.

Пресс-служба Группы компаний Металл Профиль