Ru

+998 78 150 16 16

С чего начинается таможенный комфорт

25 июля 2014

Таможенная тема регулярно выходит на первые полосы средств массовой информации. Особое место в этой проблематике занимает деятельность Таможенного союза ЕврАзЭС, поскольку именно эта организация обеспечивает активное взаимодействие стран-участниц ТС в сфере межгосударственных торговых отношений. В частности, по мере расширения союза возникает систематическая потребность в обустройстве новых и реконструкции уже существующих пунктов досмотра на границах стран-учредителей.

Осень 2013 г. не стала исключением: уже в начале сентября таможенная тема снова вышла на первые страницы СМИ. Поначалу активно обсуждалась проблема выбора Украины между ЕС и ТС, а вскоре о своём желании вступить в него объявила Армения.

В июне 2011 года Комиссия Таможенного союза утвердила Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств-членов Таможенного союза. И хотя страны-участницы ТС продолжат строить, реконструировать и обустраивать подобные здания, помещения и сооружения в соответствии с национальным законодательством, утверждение Единых требований свидетельствует об общем стремлении сформировать максимально удобные пункты досмотра и пропуска товаров.

При внимательном изучении документа становится понятно, что органы государственной власти стран-участниц ТС, причастные к досмотру товаров, чётко понимают, что и как должно быть размещено в пунктах досмотра и пропуска, чтобы сделать их работу максимально оперативной и эффективной. Вместе с тем Единые требования никоим образом не формулируют, какими должны быть сами здания, помещения, сооружения пунктов досмотра и пропуска, т.е. строительную часть комиссия почему-то обошла вниманием. Однако положения документа и динамика развития ТС подразумевают, что здания должны соответствовать широкому спектру санитарно-гигиенических требований, быть всесезонными и долговечными, но при этом возводиться в кратчайшие сроки. Реализовать такой комплекс задач можно с использованием технологии быстровозводимых зданий на основе металлокаркаса и трёхслойных сэндвич-панелей (ТСП).

Добро пожаловать на завод!

Строительство таможенной инфраструктуры осуществляется на бюджетные деньги и потому не допускает излишеств. Неудивительно, что из всего многообразия представленных на рынке материалов и решений (например, сэндвич-панелей) проектировщики отдают предпочтение бюджетным решениям. Однако излишняя экономия может обернуться серьёзными дополнительными затратами.

Производство ТСП в России осуществляется не всегда с использованием современных технологий и оборудования, что сказывается на эксплуатационных характеристиках панелей. Поэтому составить представление об их качестве можно даже просто посетив предприятие. Производители, предлагающие минимальную цену, вряд ли обрадуются такому визиту. Ведь может оказаться, что в их цехах по старинке производится ручная стендовая сборка «сэндвичей».

Сложнее оценить качество продукции на предприятиях, использующих автоматические линии, поскольку, как известно, в нашей стране применяется немало оборудования, списанного за рубежом. Оно также не может обеспечить параметры ТСП, соответствующие современным стандартам. «Одно из слабых мест устаревшего оборудования — роликовые прессы, которые должны обеспечить приклеивание стальных облицовок панели к теплоизоляционному сердечнику. Сама конструкция роликового механизма такова, что не может обеспечить равномерное давление на поверхность панели. Очевидна и разница между размерами пресса и длиной панели — 4 и 14 метров соответственно», — добавляет Сергей Якубов, руководитель департамента фасадных систем и ограждающих конструкций Компании Металл Профиль. Как объясняет специалист, такая технология, да ещё в случае использования видавшего виды оборудования, часто ведёт к «непроклею»: клеевой слой остаётся рыхлым, он разрывается при выходе из-под ролика, при этом весь процесс происходит при температуре 400С, что недостаточно для схватывания клея. В результате панель в процессе эксплуатации может пойти пузырями из-за отслаивания облицовок и в конечном итоге потерять не только внешний вид, но и несущую способность.

Линия-ROBOR.jpg

Другое дело — современные автоматические линии непрерывного производства: например, ROBOR (Италия). «Общая длина такой линии составляет порядка 160 метров. Здесь применяется технология миксерного смешивания компонентов клея с последующим равномерным его распылением по поверхности соединяемых элементов. Затем панель попадает в 20-метровый пластинчатый пресс, в котором осуществляется одновременное склеивание под равномерным давлением, распределённым по всей поверхности, и при температуре 700С», — рассказывает Сергей Якубов. Высыхание клеевого слоя к моменту выхода панели из пресса достигает 90%.

Панель панели рознь

Большинство производителей ТСП говорят об универсальном назначении своих изделий, однако на поверку многое зависит от условий эксплуатации ТСП. Важно также учитывать, какие требования предъявляются к возводимым помещениям, в том числе санитарные, противопожарные и т.п.

Так, для пунктов досмотра транспортных средств необходимы решения, обладающие высокой устойчивостью к воздействию агрессивных средств: например, специальные ТСП Industrium®. Их облицовки производятся из стали с полиуретановым покрытием Colorcoat HPS200 Ultra® толщиной 200 мкм, коррозионная стойкость которого по классификации европейского стандарта EN10169-2 отнесена к категории RC5 (очень высокая). Это свидетельствует о том, что сэндвич-панели могут использоваться в индустриальной и морской среде, в условиях повышенного загрязнения и влажности.

Приведённые эксплуатационные характеристики подтверждаются результатами длительных испытаний. В частности, для стали с полимерным покрытием категории RC5 при продолжительности теста более 2-х лет в условиях агрессивной морской среды средний показатель расслоения на кромке составляет менее 2 мм, а коррозия в результате повреждений на сгибе не регистрируется вообще. Эти показатели примерно в 10-20 раз превосходят коррозионную устойчивость получивших в России наиболее широкое распространение покрытий на основе полиэстера и в 2-3 раза лучше показателей ПВДФ. В ходе тестирования на стойкость к коррозии при погружении в воду материал также показывает лучший результат. Неудивительно, что гарантия производителя на эксплуатационную стойкость внутренней и внешней поверхностей панелей составляет до 25 лет. А как известно, экономия на эксплуатации зданий — куда более значимый фактор, нежели сокращение строительной сметы.

ТСП-Airpanel_little.jpg

Другой пример — ТСП Agrarium®. Допустимый уровень влажности воздуха для помещений с ограждающими конструкциями из таких панелей по нормам EN10169:2010 может достигать наивысшей категории CPI5, сравнимой по влажности с бассейном. Полимерное покрытие Colorfarm® 15 от Tata Steel, используемое при изготовлении Agrarium®, эффективно защищает сэндвич-панели от коррозии в условиях высокой концентрации отходов жизнедеятельности животных и химических веществ (аммиачной группы газов).

Ещё одно примечательное решение — ТСП Airpanel® с сердечником из пенополиуретана, характеризующиеся полной биологической инертностью. Пенополиуретановые панели гарантированно герметичны на протяжении всего срока эксплуатации (порядка 25-30 лет), потому что их наполнитель негигроскопичен, а на стыковой кромке панелей имеется специальный уплотнитель, обеспечивающий 100%-ную герметичность в местах соединения. При производстве таких панелей вообще не используется клей: их наполнитель сам по себе является связующим, обладая прекрасной адгезией к металлу.

В течение длительного времени ТСП с сердечником из пенополиуретана в России не использовались из-за повышенных отечественных требований пожарной безопасности. Но Airpanel® может выпускаться и с наполнителем из пенополиизоцианурата — модифицированного пенополиуретана с классом горючести Г1. Поэтому на их использование для индустриального строительства, в том числе возведения таможенной инфраструктуры, нет никаких ограничений.

Современный пропускной пункт серьёзно отличается от того, что можно было увидеть в культовом фильме «Белое солнце пустыни». И чтобы достойно встречать гостей страны, обеспечивая должный контроль грузов и транспорта быстро и качественно, такие учреждения должны размещаться в удобных современных зданиях, соответствующих актуальным техническим и санитарным стандартам.