Ru

+998 78 150 16 16

Гаражные фантазии. Секреты строительства удобного дачного гаража

18 ноября 2014

Точно так же, как любой современной семье нужен дом, любому индивидуальному дому необходим гараж. Но каким ему быть? Решения здесь могут быть разными. Мы рассмотрим возможные варианты, обсудим их достоинства и недостатки, а также обратим внимание на некоторые важные нюансы проектирования и обустройства гаражей.

В доме или отдельно?

Часто это определяется имеющейся площадью участка. Если она мала либо приусадебный участок отсутствует вовсе, то очевидно, что гараж придётся совместить с домом — в цокольном или на первом этаже, либо в пристройке. Конечно, в том случае, когда речь идёт о планируемом строительстве, а не о готовом коттедже. Впрочем, в этом случае сделать пристройку тоже можно.

Встроенный или пристроенный гараж имеет одно неоспоримое преимущество — из него можно попасть прямо в дом и наоборот. Зимой и в ненастье это особенно актуально, кроме того, подвести коммуникации — воду и электричество — к встроенному гаражу значительно проще.

К недостаткам такого решения следует отнести необходимость организации принудительной вентиляции гаражного отсека и дополнительной звукоизоляции отделяющих гараж от дома стен или перекрытий. Особенно затратны эти мероприятия в случае с гаражом в цокольном этаже: вентиляция должна работать безотказно, поскольку некоторые ядовитые составляющие автомобильного выхлопа (а также углекислота) тяжелее воздуха, а угарный газ имеет практически такую же плотность. В результате в помещениях, находящихся ниже уровня земли, при работе автомобильного двигателя будет скапливаться опасный газообразный «коктейль». И в любом случае встроенный гараж лучше отделить от жилой зоны вентилируемым тамбуром, а дверь в него сделать герметичной (по типу балконной).

Ещё один недостаток цокольного расположения — необходимость обустраивать съезд, защищённый от обледенения, снега, талой и дождевой воды. Да и всему цокольному этажу потребуется качественная гидроизоляция.

Отопление гаражу не требуется — автомобилю оно не нужно, а для домовладельца это дополнительные расходы и необходимость тянуть лишние коммуникации.

Отдельный вопрос — безопасность дома. «Как правило, современные гаражные ворота — подъёмные секционные или распашные — призваны, в первую очередь, обеспечить комфорт пользователю, при этом их взломостойкость невысока. Для эффективной защиты от несанкционированного проникновения в дом через гараж следует использовать системы сигнализации», — комментирует Александр Малаев, технический директор компании FAAC Russia, производителя систем контроля доступа и гаражной автоматики. В свете сказанного очевидно, что наилучшим решением будет установка между гаражом и жилой зоной металлической взломостойкой двери, аналогичной основной входной. Это не всегда удобно, ведь многие домовладельцы совмещают с гаражом подсобные помещения, мастерские, паркуют там садовую технику и складируют инвентарь, но необходимо для обеспечения безопасности.

Из чего гараж построить

Как мы уже выяснили ранее, тёплым гаражу быть совсем необязательно. Поэтому для его постройки можно использовать любой материал, обладающий достаточной прочностью и долговечностью — кирпич, шлакоблоки и пр. К рекомендациям использовать брус или щитовые конструкции, равно как и утеплять гараж пенополистиролом, следует относиться настороженно, поскольку все эти материалы горючи и их применение в помещениях с повышенной пожароопасностью запрещено.

Чтобы домик для автомобиля имел эстетичный вид и гармонировал с основным коттеджем, а также ландшафтом участка и окружающей местности, снаружи его можно облицевать стальным сайдингом или профлистом. Заодно это позволит надёжно защитить постройку от разрушительного влияния естественных погодных и биологических факторов. «Стальной сайдинг производится из холоднокатаной оцинкованной стали со стойким полимерным покрытием, то есть из того же материала, что и детали кузова современных автомобилей, — объясняет Андрей Мальцев, руководитель департамента кровельных систем Группы компаний Металл Профиль. — Этот материал устойчив не только к перепадам температур, воздействию осадков, УФ-излучения и другим погодным факторам, но также и к воздействию горюче-смазочных материалов, которые присутствуют в любом гараже».

Гараж из Woodstock.JPG

Что касается эстетических свойств стального сайдинга и профлиста с полимерным покрытием, то сегодня рынок предлагает большой выбор решений различных оттенков, а также имитирующих натуральные материалы. Например, в палитре продукции ECOSTEEL® есть различные вариации, имитирующие натуральный камень, тёмный или светлый кирпич. Другой пример — сайдинг Woodstock®, повторяющий своей формой и рисунком покрытия оцилиндрованное бревно, или Lбрус®, имитирующий брус из различных сортов древесины. В частности, облицовка типа «Золотой дуб» позволяет создать поверхность, совершенно неотличимую от деревянной. Материал воспроизводит не только оригинальный оттенок и рисунок древесины, но также имеет характерную шершаво-волокнистую поверхность, то есть имитирует оригинал даже на ощупь. Кроме того, при взгляде на облицованную таким сайдингом стену под углом можно увидеть характерный блеск годичных колец, как на распиле дерева циркулярной пилой.

Остаются актуальными и традиционные облицовочные решения типа «корабельная доска», имитирующие окрашенную деревянную постройку. Не рекомендуют специалисты использовать виниловый сайдинг, который быстро выгорает на солнце, может деформироваться в периоды особо сильной летней жары и становится хрупким при температурах ниже -5°C. Последнее особенно критично для гаража, ведь его стены нередко подвергаются ударам гравия, вылетающего из-под колёс автомобилей.

Крыша автомобильного домика может быть как скатной, так и плоской с уклоном. Последнее решение более практично, поскольку проще и в реализации, и при очистке. Для эффективного проветривания гаража крышу можно слегка приподнять, сделав по всему периметру вентиляционный зазор. Только рассчитать его надо таким образом, чтобы внутрь не задувало снег и дождь.

Материалом для крыши может служить тот же профнастил с полимерным покрытием. Практичное решение — профнастил с антиконденсатным покрытием с внутренней стороны. «Это нетканый материал с микропористой структурой из полиэфирных волокон, напоминающий синтетический войлок. Структура материала открытая, с множеством микроскопических канальцев и микрополостей. Водяной пар, осаждаясь на поверхности такой структуры, не превращается в тяжёлые капли. В силу капиллярного и осмотического эффекта мельчайшие частицы воды движутся в толщу покрытия, преодолевая силу гравитации. Благодаря этому эффекту покрытие способно удерживать до 1 л/м2 влаги при толщине около 1 мм и собственном весе 110 г/м2», — объясняет Андрей Мальцев (Металл Профиль).

Другое интересное решение для крыши — профилированный поликарбонат, например, МП-20х1100. Этот материал позволит сделать кровлю гаража абсолютно прозрачной и во многих случаях обходиться вообще без электрического освещения: его светопроницаемость составляет более 90%, но при этом он имеет двустороннюю УФ-защиту (SUNTUF® UV2), что позволяет монтировать листы любой стороной. Поликарбонат не трескается на морозе и при механическом воздействии, выдерживая даже удары молотком, устойчив к воздействию большинства химикатов, имеет малый вес, легко режется и устанавливается с помощью обычного инструмента.

Удобный въезд и выезд

Немаловажный вопрос — где и как расположить гараж на участке. Одним из наиболее востребованных остаётся пристройка к основному дому, при этом можно и не соединять их проходом, что сразу снимает множество вопросов. Можно также пристроить гараж к хозблоку, при желании сделав между ними дверь. Отдельностоящий гараж с коттеджем или другими постройками может соединять дорожка с навесом или даже крытая галерея. Наконец, для многих остаётся предпочтительным вариант расположения вплотную к забору, с воротами, открывающимися наружу.

Сами ворота — это тема для отдельного разговора. «Разновидностей их сегодня существует достаточно много: распашные, секционные подъёмные, секционные сдвижные, рулонные. Например, в условиях ограниченной площади гаража оптимальным решением будут рулонные или подъёмные секционные ворота. Тип привода определяется наличием свободного пространства для его установки, конструкцией и размерами ворот, и всегда предполагает как автоматическое, так и ручное управление — на случай отключения электроэнергии. Например, бывают системы непосредственной активации (в этом случае пользователь, разблокирующий привод, должен находиться рядом с ним) или дистанционной (человек использует вынесенную наружу гаража рукоятку разблокировки, которая обычно защищена ключом от несанкционированной активации). Часто электроприводы с питанием 24В предполагают подключение резервных аккумуляторов. Такая система способна автономно выполнить 2-5 манёвров в отсутствие электропитания», — рассказывает Александр Малаев (FAAC Russia).

Прочность и надёжность гаражных ворот, как объясняет специалист, определяется типом и материалом полотна. Практически для любой конструкции существуют дополнительные замки.

Практически ни одна современная семья не обходится без автомобиля, а то и нескольких. Поэтому гараж является неотъемлемой частью любого индивидуального дома. Сделать его надёжным и удобным помогут современные материалы и технические решения.